Волею судеб посчастливилось мне посетить центр “Эрмитаж-Урал”, часть Екатеринбургского музея изобразительных искусств, место хранения коллекций Государственного Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны.
Одной из самых заметных картин экспозиции является “Прачка” Паскуале Челомми (1888). Художник следовал итальянскому стилю “веризм” (от vero “истинный, правдивый”), возникшему после объединения Италии и отражавшему повседневную жизнь.
На картине изображена молодая итальянка из региона Абруццо в серьгах и бусах, одетая в народный костюм, которая в солнечный день занята своей работой. На заднем фоне кирпичная стена с видавшей виды штукатуркой, на которой видна надпись «AMO». Существует предположение, что художник изобразил свою возлюбленную.
Челомми очень тщательно подошёл к изображению не только красоты итальянки, одежды и фона, но и к её крепким рукам. И… здесь наступает место иронии о том, как врачи ходят по художественным музеям. Хотя, ладно, это большое обобщение, как я хожу по художественным музеям. Помимо восхищения филигранной работой мастеров и эстетического удовольствия от этого, волей-неволей взгляд останавливается на том, что может иметь отношение к болезням.
Простой раздражительный дерматит рук от постоянных и продолжительных контактов с водой и мылами привел к тому, что кожа прачки стала отёчной и приобрела тёмно-красный оттенок. Шансы на то, что кожа восстановится очень невелики, ведь девушка скорее всего продолжит свою работу, а адекватных эффективных средств в конце XIX века я не могу припомнить.
Если ещё говорить о профессиональных болезнях, то в конце XIX века швейцарским хирургом де Кервеном была описана “болезнь прачек”, воспаление сухожилий большого пальца кистей, но это уже совсем другая история.