Новость уходящего месяца

В феврале в новостных заголовках появилась информация о смерти пациента на Аляске от вируса из того же рода, что и вирусы натуральной оспы, оспы обезьян и др. Только стали забывать про обезьянью оспу, а тут что-то новое. Что же по этому поводу пишет официальный источник? Давайте почитаем.

Вирус Аляскапокс (AKPV) — это недавно обнаруженный ортопоксвирус, который впервые был выявлен у взрослого пациента на Аляске в 2015. На сегодняшний день в отделе эпидемиологии есть 7 сообщений об инфекции AKPV. До декабря 2023 года все зарегистрированные инфекции сопровождались самопроизвольным и самоограничивающимся течением болезни, состоящей из локализованной сыпи и лимфаденопатии. Тестирование мелких млекопитающих выявило признаки текущей или предшествующей инфекции AKPV у 4 различных видов (в основном у красных полевок). Степень географического распространения AKPV остается неизвестной.

В середине сентября 2023 пожилой мужчина с лекарственной иммуносупрессией, вызванной лечением рака, заметил болезненную красную папулу в правой подмышечной впадине. Пациент проживал один в лесной зоне, не совершал поездок куда-либо и не имел контактов с больными с подобными высыпаниями. Он сообщил, что ухаживал за бездомной кошкой у себя дома, которая регулярно охотилась на мелких млекопитающих и часто царапала пациента, в том числе она оставила одну заметную царапину возле правой подмышки за месяц до появления сыпи. Пациент не сообщил о других недавних контактах с мелкими млекопитающими, но сообщил, что работал в саду на своём заднем дворе до сентября 2023.

Панч-биопсия не выявила признаков злокачественного новообразования или бактериальной инфекции. Несмотря на антибиотикотерапию, у пациента отмечалась утомляемость, нарастающее уплотнение и боль в правой подмышечной впадине и плече.

17 ноября он был госпитализирован из-за предполагаемого инфекционного целлюлита, который повлиял на диапазон движений его правой руки. Кроме этого пациент жаловался на сильную жгучую боль нейропатического типа. Место предшествующей биопсии в правой подмышечной области не заживало и наблюдалось постоянное обильное серозное отделяемое. Компьютерная и магнитно-резонансная томография выявили обширный миозит, затрагивающий правую подмышку и мышцы плеча. 4 небольших очага, похожих на оспу, были выявлены на теле. 

ПЦР диагностика показала наличие ортопоксвируса, но исключила вирусы коровьей и обезьяньей оспы. Дополнительное исследование выявило AKPV. Лечение внутривенным тековириматом и иммуноглобулином и пероральным бринцидофовиром дало положительную динмаику. Но, несмотря на интенсивную медицинскую помощь, в условиях длительного ухода у пациента развилась острая почечная недостаточность и дыхательная недостаточность, приведшие к смерти в январе. 

Это первый случай тяжелой инфекции Аляскапокс, приведшей к госпитализации и смерти. Иммунодефицит пациента, вероятно, способствовал тяжести заболевания. Путь заражения в этом случае остается неясным, хотя царапины от бездомной кошки представляют собой возможный источник заражения.

Пример сыпи при аляскапокс.