«Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум» Николай Кукушкин, 2021

Исключительно занятная книга! Невероятное удовольствие от первой до последней страницы!

А ведь увидев её на книжной полке, подумалось мне, что это очередная книга о том, как возник человек и “как дошёл до такой жизни”. О этот лёгкий снобизм человека, не раз сдавшего экзамен по биологии и прочитавшего немалое количество научно-популярных книг по биологии и антропологии! “Очередная” в ряду многих других, описывающих одно и тоже с лёгкими вариациями. Право, что там нового я могу узнать? Тем приятнее было впечатление от неё во время и после прочтения, и тем памятнее был для этакий щелчок по носу, чтобы не зазнавался. 

Всё начинается с атомов, молекул, органических соединений и плавно движется в сторону усложнения устройства биологического мира. В первой части новой для меня информацией стала гипотеза РНК-мира. Согласно ей первой молекулой, способной нести информацию была совсем не ДНК, а РНК. В этой же части очень просто изложен такой сложный процесс, как фотосинтез, а также современные представления о появлении эукариот (клеток, у которых генетическая информация помещена в ядро, а не свободно плавает внутри клетки). Завершает первую часть информация о размножении возникших микроорганизмов. 

Вторая часть книги — это путь появления симметричных тел и полостей внутри этих тел, переход из воды, где до сих пор происходили события книги, на сушу и адаптация к меняющимся условиям. Описаны крупные периоды вымирания животных и конкуренция между ними. Последние разделы отведены тому, как наши предки “придумали” ночной образ жизни и теплокровность, ну а там подкралось очередное вымирание, приведшее к появлению приматов с социальностью, руками и развитыми мозгами. 

Последняя часть касается работы нервной системы: как устроены нейроны, как они формируют память, какая польза им от сна; что такое колонки нейронов в коре полушарий и зачем они нужны. Заметная часть текста отведена нейромедиатору дофамину. Т.к. автор книги занимается молекулярными механизмами и эволюцией памяти, то завершающие главы посвящены появлению языка и культуры.

Книга богата на лирические отступления как перед каждой новой темой, так и по ходу изложения. Очень уместно и запоминающимися выглядят аналогии, например, из “Игры престолов” или из русской истории (Мономашичи и Ольговичи). В целом культурные, философские и исторические замечания являются характерной чертой изложения и придают ему живости. А рисунки в книге выполнены самим автором — это не оригинальная, но хорошо исполненная задумка.